Наша организация импортёр обуви, клиенты есть разные и крупные типа wildberries и небольшие розничные магазины ИП на пару сотрудников. Вот для небольших розничных магазинов я и написал эту статью, при этом у нас всё сделано "по серьёзному", а пишу я про то, чем ни разу не пользовался
Про маркировку обуви БЕЗ подробностей и чётких инструкций (все незнакомые слова спрашивать у Яндекса):
можно сказать, что это вольный пересказ инструкций ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий - оператор системы маркировки)
Для "простых" РОЗНИЧНЫХ магазинов, рассматривается самый "простой" вариант, когда у организации нет товароучетной системы (или она есть, но не предназначена для маркировки), поэтому описываются действия "ручного" ввода документов. Для организаций с "серьёзной" товароучетной системой здесь мало полезной информации.
Итак:
Конечная задача для розничного продавца состоит в том, что при продаже розничному покупателю нужно отсканировать Код Маркировки (КМ) и через онлайн-кассу передать его через налоговую в ЦРПТ
Требуется:
1.1 онлайн-касса (обновлена до версии где есть поддержка тега 1162 «Код товара»)
1.2 2D сканер, подключенный к онлайн-кассе
1.3 регистрация в ЦРПТ (для этого нужна УКЭП(ЭЦП), но она уже есть если используется онлайн-касса, сама регистрация не займёт много времени)
1.4 ЭДО на текущий момент не требуется, но в дальнейшем может стать обязательным
1.5 Дополнение: Если правильно настроить кассовое ПО (и оно это позволяет), то при продаже можно сканировать только штрих код DataMatrix (для этого нужно привязать КМ к товару) в противном случае может потребоваться сканировать EAN13 (или вручную выбирать товар) и потом сканировать DataMatrix для отправки в ЦРПТ.
Продавать можно товар, который "числится на балансе" за организацией в ЦРПТ. "Зачислить" товар можно двумя путями:
2.1 Маркировка остатков (Описание товаров + Ввод в оборот остатков (подробнее смотри п. 4)
2.1.1 Можно пройти этот процесс самостоятельно (в данном случае нетривиальным будет печать этикеток, т.к. потребуется принтер этикеток)
2.1.2 или можно найти специалистов, которые за вознаграждение сделают это за вас (но регистрация в ЦРПТ всё равно нужна)
2.1.3 если заказать специалистам, то нужно сразу обговорить как изготовление этикеток, так и вывод из оборота не наклеенных кодов маркировки
2.1.4 При упрощённой "маркировке остатков" в системе ЦРПТ товар будет "безликим", но его можно будет продавать после 01.03.2020
2.2 Получение товара от поставщика (смотри п. 5)
2.2.1 достаточно быть зарегистрированным в ЦРПТ
Пунктов 1 и 2 достаточно для формального исполнения Постановление Правительства РФ от 5 июля 2019 и таким товаром можно торговать после 01.03.2020
Следующий уровень усложнения - это маркировка остатков по "полной схеме" (этот пункт для информации самостоятельно его могут сделать только те, у кого есть "нормальная" учетная система и "свои" программисты)
3.1 Для этого нужно зарегистрироваться в "ЮНИСКАН/ГС1 РУС"
3.2 Заказать GTIN'ы (Коды товара) для каждого товара (Артикул+Размер+Год производства)
3.3 Для заказа GTIN'нов в ГС1 нужно описать каждый товар по 12-ти параметрам (подробнее в документации на ЦРПТ, в этом описании это не рассматривается)
Для чего это нужно:
3.3 такой товар будет иметь характеристики в ЦРПТ и их можно посмотреть с помощью приложения "Честный знак" для мобильных телефонов
3.4 такая система поможет "наладить учет" товара в организации, т.е. по GTIN'у можно будет определить Артикул+Размер+Год
3.5 Если в Организации есть "учетная система", то в ней можно вести учёт кодов маркировки, но для небольших розничных магазинов это не очень актуально.
Теперь чуть более подробно про Маркировку остатков - процесс состоит из нескольких этапов и для каждой организации он будет "свой" и поэтому нужно продумать свои действия
Действия по упрощённой схеме (пример: в розничном магазине только импортная обувь, 3000 пар детской обуви, 2500 женской и 1500 мужской)
4.1 Описание товаров - это самый простой этап, в личном кабинете ЦРПТ по инструкции добавляем три товара "Обувь детская", "Обувь женская" и "Обувь мужская" "Ввезенная в РФ" и получаем 3(три) Кода товара.
4.2 Заказ кодов маркировки - тоже не сложно, т.к. у нас Кодов товара всего три, то вручную создаём заказ на 3 позиции "Обувь детская", "Обувь женская" и "Обувь мужская" в СУЗ (Система Управления Заказами) подписываем заказ УКЭП(ЭЦП) и в итоге СУЗ формирует нам заказанное количество кодов маркировки. Коды маркировки можно дозаказать при необходимости.
4.3. Коды маркировки из СУЗ можно получить в виде готового DataMatrix в формате PDF и остаётся его распечатать и тут самая "засада", т.к. распечатать КМ из PDF можно только на принтере этикеток и при этом нужно ещё потратить время на выбор подходящего шаблона этикетки. Для опытного специалиста это не сложно, а для тех, кто первый раз - всё очень небыстро. Именно поэтому я рекомендую обратиться к специалистам и заказать им этикетки с кодами маркировки DataMatrix.
4.4 Коды маркировки из СУЗ можно получить в виде строки символов, но в этом случае нужна "какая-то" учетная система в которую их можно загрузить и в дальнейшем распечатать, а это для простого розничного магазина не самая лёгкая задача, хотя ситуации бывают разные.
4.5. Заказать точное количество КМ "практически не реально", поэтому обычно заказывают "с запасом" и тут тоже есть сложность - нужно будет списать лишние КМ
4.6. Ввод в оборот - процедура передачи информации в ЦРПТ о том, что КМ наклеен на товар и этот товар мы будем продавать
4.7. Ввод в оборот для небольшого магазина "технически" можно сделать вручную, но это потребует какое-то количество времени, для указанных в примере 7000 пар придётся 700 раз выделять по 10 КМ и добавлять их в документ "Ввод в оборот".
Процесс "обклейки" товара кодами маркировки:
4.8. Если можно прекратить продажи на время "обклейки" остатков, то порядок действий простой:
4.8.1 Заказать КМ, распечатать этикетки
4.8.2 Прекратить продажи
4.8.3 Наклеить этикетки
4.8.4 Если заказывали КМ "с запасом", то по лишним этикеткам нужно списать коды маркировки (самостоятельно сложно, нужно сканировать КМ и формировать файл для списания КМ)
4.8.5 Ввести в оборот все КМ за исключением "запаса"
4.8.6 Открываем магазин и торгуем (при условии, что у нас настроены онлайн-касса и 2D сканер)
4.9. Если НЕ прекращаем продажи на время "обклейки" остатков, то порядок следующий (с вариациями для каждого конкретного случая):
4.9.0 !!! ВАЖНО !!! нужна какая-то система сбора кодов маркировки: либо настраивается 2D сканер для сбора кодов в текстовый файл, либо привлекаются специалисты, у которых есть ТСД (Терминал Сбора Данных) и они будут сами сканировать ваш товар
4.9.1 Заказать КМ, распечатать этикетки
4.9.2 Наклеиваем этикетки на товар, но не сканируем их на кассе, т.к. товар ещё не введён в оборот
4.9.3 Сканируем текущие остатки (тут нужно остановить продажи, но не на долго, т.к. сканировать гораздо быстрее чем наклеивать, можно и не останавливать продажи, но при этом удалять из списка КМ которые проданы до ввода в оборот)
4.9.4 Если позволяет товароучетная система привязываем КМ к товару
4.9.5 Вводим в оборот только тот товар, который был в остатках.
4.9.6 Списываем КМ которые успели продать до ввода в оборот и те, которые остались лишними после обклейки
Получение товаров от поставщика (сразу оговорюсь, что на практике не могу проверить, т.к. у нас пока не было приёмки товара)
5.1 Приём товара от поставщика можно провести в личном кабинете ЦРПТ просто "подтвердив" документ который сформировал поставщик
5.2 для этого поставщик присылает идентификатор документа в системе, а покупатель вводит его в поле "Номер документа", подтверждает что все товары приняты и подписывает документ УКЭП(ЭЦП)
5.3 но по логике "всей системы" покупатель должен отсканировать принятый товар, загрузить в документ свой перечень КМ и тогда система должна перевести "на баланс" покупателя только тот товар который совпал в обоих перечнях КМ. С недостачей всё просто и она останется у поставщика, а вот если образовался излишек (пересорт), то как поведёт себя система я пока не знаю.
ПЫСЫ
Я могу ошибаться.
Это описание написано 28.01.2020 и со временем может утратить свою актуальность.